Аркан-керген

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Аркан-керген » Беседка » Генпрокуратура презентовала в Мажилисе проект УПК


Генпрокуратура презентовала в Мажилисе проект УПК

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

И.Меркель: Кардинально изменена первоначальная стадия уголовного процесса путем исключения из нее процедуры возбуждения уголовного дела и доследственной проверки. Началом расследования будет являться регистрация заявления и сообщения об уголовном правонарушении либо первое неотложное следственной действие

Генеральная прокуратура презентовала сегодня в Мажилисе проект Уголовно-процессуального кодекса. Дальнейшим рассмотрением предлагаемых нововведений займется рабочая группа, возглавляемая депутатом Рамазаном Сарпековым.
Открывая сегодняшнее заседание, Секретарь Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Светлана Бычкова отметила (тезисы):
За 16 лет действия УПК были введены такие новеллы, как рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, судебное санкционирование ареста, упрощенный порядок досудебного производства и другие.
Вместе с тем изменения, происходящие в мировой экономике и политике, процессы глобализации, а также внутренняя динамика развития страны не позволяют останавливаться на достигнутом. В целях обеспечения соответствия национального права новым вызовам времени также необходимо дальнейшее совершенствование уголовно-процессуального законодательства.
***
– Проект УПК состоит из 16 разделов, 72 глав, включающих в себя 677 статей, – заявил Первый заместитель Генерального прокурора РК Иоган Меркель, представляя парламентариям новую редакцию Уголовно-процессуального кодекса (тезисы):
В проекте реализованы следующие новеллы:
Кардинально изменена первоначальная стадия уголовного процесса путем исключения из нее процедуры возбуждения уголовного дела и доследственной проверки.
Началом расследования будет являться регистрация заявления и сообщения об уголовном правонарушении либо первое неотложное следственной действие.
В настоящее время стадия доследственной проверки несет в себе значительный коррупциогенный потенциал.
Дело еще не возбуждено, но уже проводятся осмотры, изымаются документы, арестовываются счета и имущество, назначаются экспертизы и т.д. Т.е. ведется расследование, но лица, в отношении которых проводятся "доследственные мероприятия", не имеют процессуального статуса, и соответственно прав и гарантий.
После таких доследственных проверок и возбуждения дела иногда остается только предъявить обвинение и направить дело в суд. Поэтому материалы доследственных проверок нередко по объему превышают материалы, собранные после возбуждения дела.
Еще одной существенной издержкой доследственной проверки является то, что граждане сначала письменно опрашиваются, а после возбуждения дела по тем же вопросам допрашиваются. Это дополнительно отнимает время и вызывает недовольство граждан работой правоохранительных органов.
Учтены замечания Конституционного Совета, касающиеся понятия "фактическое задержание".
По аналогии американских "Правил Миранды" введена норма, обязывающая при задержании устно объявлять лицу его права и обязанности.
Предусмотрено, что доказательства, добытые в результате незаконного задержания, признаются недопустимыми.
В целях экономии процесса исключается предъявление органами следствия обвинения, а также такой процессуальный акт, как "обвинительное заключение".
На практике по сложным делам составление этого документа занимает много времени, он может состоять из нескольких томов, 500 и более листов, т.к. излагает содержание всех материалов дела.
Между тем, суд обязан самостоятельно исследовать собранные в ходе предварительного следствия доказательства и дать им оценку. Вместо этого будет составляться краткий обвинительный акт, содержащий сведения о подозреваемом, совершенном им деянии, квалификации, а также документах, содержащих доказательства, и процессуальных издержках.
После утверждения данного акта прокурором лицо будет считаться обвиняемым.
В уголовный процесс вводятся две формы процессуального соглашения;
1) о снижении наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органом расследования;
2) сделка о признании вины.
По ним значительно упрощены и ускорены досудебное и судебное производство, что снизит нагрузку на бюджет.
В некоторых странах в таком порядке рассматривается подавляющее большинство дел, к примеру, в США и Грузии – до 90%. Этот институт уже используется в России и Украине.
Как новый элемент восстановительного правосудия для заключения "сделки о признании вины" обязательно необходимо согласие потерпевшего и подозреваемого, обвиняемого, в том числе и с суммой гражданского иска. Это защищает права пострадавших.
Второй формой процессуального соглашения является сделка о сотрудничестве. Указанная сделка заключается по всем категориям преступлений и на любой стадии уголовного процесса, в том числе в стадии исполнения наказания. Она предназначена для раскрытия преступлений, совершенных преступной группой, особо тяжких преступлений, совершенных иными лицами, а также экстремистских и террористических преступлений.
Сделка о сотрудничестве утверждается судом, затем суд повторно рассматривает результаты сделки с целью вынесения окончательного решения о мере наказания.
В уголовный процесс вводится институт ускоренного производства, которое будет завершаться в течение 10 суток с момента регистрации заявления. Он предусматривает сокращенные следственные процедуры по очевидным преступлениям и наказание назначается не выше половины от максимальной санкции за содеянное. Обязательными основаниями для его применения является полное признание подозреваемым своей вины и согласие с размером причиненного ущерба. Оперативно-розыскные мероприятия по уголовному делу переведены в категорию "негласных следственных действий".
С целью расширения судебного контроля за досудебным производством вводится фигура следственного судьи, что наряду с прокурорским надзором обеспечит эффективный двухступенчатый механизм государственной защиты конституционных прав и свобод граждан в ходе досудебного производства.
В полномочия следственного судьи будет отнесено рассмотрение ходатайств о санкционировании мер пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста и продлении их сроков, принудительном помещении, не содержащегося под стражей лица в медицинское учреждение для производства судебно-психиатрической экспертизы, эксгумации трупа, аресте имущества, международном розыске, помещении несовершеннолетнего лица в спецучреждение.
В проекте закреплена норма, обязывающая следственного судью при санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей, за исключением дел об особо тяжких преступлениях, определять размер залога, который может быть внесен в любое время, для освобождения лица из под стражи без нового решения суда.
Следственный судья не должен применять залог к лицам, совершившим деяния, повлекшие смерть, деяния в составе преступной группы; террористические и экстремистские преступления, к лицам, нарушившим залог, а также и если есть достоверные данные о том, что они повлияют на ход следствия и суда или намерены скрыться.
В целях обеспечения состязательности, равноправия участников уголовного процесса, недопущения волокиты расследования предложено исключение института возврата судом уголовного дела для производства дополнительного расследования. Только за последние пять лет судами возвращены дела в отношении около 4,5 тыс. лиц.
Каждый раз их судебное рассмотрение начинается вновь, лица, участвующие в деле, вынуждены повторно являться в суд для дачи показаний, что вызывает порой их недовольство.
Отсутствие доследования позволит суду сразу выносить окончательное решение в виде обвинительного либо оправдательного приговора.
В том случае, если в суде возникнет необходимость предъявления более тяжкого обвинения или привлечения к уголовной ответственности других лиц по данному уголовному делу, когда отдельное судопроизводство по нему невозможно, суд дает прокурору время для проведения соответствующего расследования.
Введены нормы о депонировании следственным судьей показаний свидетеля и потерпевшего. Это обеспечит судебное закрепление доказательств, в случаях, когда указанных лиц невозможно будет позже допросить в главном судебном разбирательстве (проживание за границей, болезнь, возможная смерть и т.п.).
Проект также предусматривает процедуру дистанционного допроса с использованием средств видеосвязи. Это позволит с учетом огромных территорий нашей страны, быстро и эффективно допросить свидетелей, потерпевших и.т.д.
Расширены полномочия защитника по оказанию юридической помощи. Адвокат будет вправе заявлять ходатайство следственному судье:
1) о депонировании показаний;
2) об истребовании любых сведений в случае отказа должностных лиц в исполнении его запроса;
3) об экспертизе, если органом уголовного преследования в удовлетворении такого ходатайства необоснованно отказано; Закреплено право стороны защиты по окончании расследования на получение любых сведений из дела, в том числе путем снятия копий (за исключением сведений составляющих государственные секреты).
В целях защиты интересов адвокатов проектом запрещено проведение в отношении них негласных следственных действий, за исключением случаев, когда они сами совершили тяжкое или особо тяжкое преступление.
Постановление о квалификации деяний адвоката будет утверждаться только прокурором.
В проекте предусмотрено введение во всех районных и приравненных к ним прокуратурах фигуры "процессуального прокурора" (на базе штатной единицы помощника прокурора).
Процессуальный прокурор будет осуществлять надзор за соблюдением законов по уголовному делу с момента начала досудебного расследования до принятия окончательного решения по делу и поддерживать государственное обвинение. Процессуальный прокурор несменяем. Это позволит упростить процедуры согласования следователями и дознавателями процессуальных решений по уголовным делам.
К примеру, в полномочия процессуального прокурора наряду с иными обязанностями будет входить утверждение протокола об уголовном проступке, направление дел в суд и др.
Предполагается создание специального фонда помощи потерпевшим, который будет формироваться за счет обязательного платежа, взысканного с виновных лиц, а также от конфискации имущества.
Вводится запрет на приближение подозреваемого к потерпевшему при совершении уголовных правонарушений, связанных с применением насилия в отношении несовершеннолетних.
В кодекс включено понятие "разумный срок расследования".
Это не предполагает исключение из уголовного процесса контроля и надзора за сроками следствия и содержания граждан под стражей, которые сохранены в прежних интервалах.
Указанная новелла даст возможность гражданам обжаловать в суд волокиту в расследовании дела и потребовать завершение его в конкретные минимальные сроки, а также получить моральную компенсацию.
Переработан Раздел 12 проекта "Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства".
Он расширен с 2-х до 5 глав и состоит из 55 статей вместо 22-х в действующей редакции.
В нем:
1) конкретизирован порядок взаимодействия с компетентными институтами иностранных государств;
2) детализирован порядок запросов на основе принципа взаимности;
3) предусмотрено создание международных следственно-оперативных групп для расследования транснациональных преступлений.
В проект также имплементированы отдельные положения действующих международных договоров.
Доработана норма, касающаяся начала досудебного расследования в отношении лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования.
Она предусматривает продолжение досудебного расследования после регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении только с согласия Генерального Прокурора.
Предусмотрены основания применения конфискации как меры процессуального принуждения, когда подозреваемый, обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо его место пребывание не установлено, либо уголовное преследование в отношении него прекращено в связи с актом амнистии, истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности и в связи со смертью.
Введена норма, предусматривающая взаимное "открытие" сторонами материалов, которые они намерены использовать в суде в качестве доказательств, в противном случае, суд не вправе будет использовать их в качестве таковых.
Указанная норма призвана сбалансировать равенство сторон и нашла поддержку в Республиканской коллегии адвокатов.
Досудебное расследование по делам об уголовных проступках будет проводиться по аналогии с КоАП по протокольной форме, но как выше указано, в суд их будет направлять процессуальный прокурор.
Проектом сокращено количества уголовных дел, рассматриваемых судом с участием присяжных.
Установлено ограничение на обжалование судебных актов в кассационном порядке без предварительного их рассмотрения в апелляционной инстанции и соответственно судебный акт не может быть обжалован в надзорную инстанцию без предварительного его рассмотрения в кассационной инстанции.
Наряду с увеличением примирительных и медиативных процедур, предусмотренных проектом нового Уголовного кодекса, в проекте УПК расширены основания для примирения путем увеличения категорий преступлений частного и частно-публичного обвинения.
– с 10 до 14 преступлений увеличено количество преступлений, обвинение по которым осуществляется в частном порядке;
– почти в два раза или с 20 до 39, увеличено количество правонарушений частно – публичного обвинения.
* * *
Проекту УПК сопутствуют конституционные поправки и поправки по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства. В частности, вносятся поправки в пять конституционных законов, а также три кодекса и 36 законов.

Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажиилса Парламента РК, 31 октября 2013
http://www.nomad.su/?a=3-201311010031

0

2

Кардинально изменена первоначальная стадия уголовного процесса путем исключения из нее процедуры возбуждения уголовного дела и доследственной проверки
Началом расследования будет являться регистрация заявления и сообщения об уголовном правонарушении либо первое неотложное следственной действие.
В настоящее время стадия доследственной проверки несет в себе значительный коррупциогенный потенциал.

В проекте предусмотрено введение во всех районных и приравненных к ним прокуратурах фигуры "процессуального прокурора" (на базе штатной единицы помощника прокурора). Процессуальный прокурор будет осуществлять надзор за соблюдением законов по уголовному делу с момента начала досудебного расследования до принятия окончательного решения по делу и поддерживать государственное обвинение. Процессуальный прокурор несменяем. Это позволит упростить процедуры согласования следователями и дознавателями процессуальных решений по уголовным делам.

И где они убрали стадию доследственной проверки, несущей коррупциогенный потенциал?
Не убрали, а еще и добавили несменяемого процессуального прокурора, вот уж где потенциал!

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Аркан-керген » Беседка » Генпрокуратура презентовала в Мажилисе проект УПК