Полиграфы стали завозить в Казахстан еще с 2000 года, насколько я знаю, именно тогда первый центр начал рекламировать эту услугу. Даже в постановлении правительства от 2001 года они упомянуты как специальная аппаратура для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Основная проблема в том, что пошла байга между госорганами и частными секторами, т.к. госорганы очень стремились получить монополию на использование детекторов лжи, прикрываясь как раз законом об ОРД.
Есть интервью специалиста-полиграфолога на эту тему, как гость, ссылку дать не могу, приведу просто выдержки.
Полиграфолог Сакен Кожамсеитов (на фото справа), проработавший в КНБ 14 лет, уверен, что успех любого расследования зависит не только от детектора лжи, но и от профессионализма специалиста. После службы он вместе со своими деловыми партнерами Ержаном Наурызбаевым (на фото слева) и Юрием Поповым стали работать в Центре детекции "Истина" и уже собаку съели на разоблачении убийц, воров, коррупционеров и экономических шпионов. Единственное табу – это супружеские измены.
В 2003 году при КНБ было создано подразделение, занимающееся проверками на полиграфе. На обучение в Москву направили несколько человек, в том числе и Сакена Кожамсеитова. Он стал учеником академика Валерия Варламова. В Москве стажировался и Ержан Наурызбаев. Затем они работали по разным направлениям, начиная со служебных расследований и заканчивая проблемами терроризма и экстремизма.
– В сентябре 2005 года проводилось расследование дела Руслана Чагилова, принимавшего участие в подготовке терактов в России, – рассказывает Сакен Кожамсеитов. – Когда его экстрадировали в Россию, взрывное устройство не было найдено. Но с помощью полиграфа мы установили, что это устройство закопали в огороде одного из частных домов в Таразе. 25 октября наши сотрудники отправились туда и нашли то, что искали.
– Полиграфологом может стать каждый?
– Нет. Многие казахстанцы едут в Москву, заканчивают недельные курсы полиграфологов и считают себя асами в этом деле. Но, чтобы овладеть базовыми навыками, нужно провести как минимум 200 проверок, которые и определят ваш профессионализм. Хорошими специалистами становятся только несколько человек из сотни. Для этого нужно иметь аналитические способности, наблюдательность, оперативную смекалку, разбираться в психологии и психофизиологии.
– Можно ли перехитрить полиграф?
– Сам прибор обмануть нельзя, а вот начинающего полиграфолога – возможно. Это также касается методики контрольных вопросов: зная, в какой последовательности они будут задаваться, тестируемый, обладающий хорошими эмоционально-волевыми качествами, способен обмануть полиграф. Например, российские чекисты специально готовят своих зарубежных агентов, чтобы они могли перехитрить детектор лжи. Примером может служить агент разведки Олдрич Эймс, успешно прошедший проверку на полиграфе. Но для этого нужно владеть очень большим объемом информации о задаваемых вопросах, используемых методиках, о детекторе лжи и специалисте-полиграфологе. Но повторюсь: несмотря на вышесказанное, обмануть высококвалифицированного полиграфолога невозможно.
– Как проходит процесс тестирования?
– Сам процесс проверки очень трудоемкий, а ему предшествует огромная работа. Сначала мы знакомимся с интервьюируемым, затем проводим с ним предтестовую беседу, в процессе которой можно выявить все тонкости его поведения. Весь список вопросов забивается в компьютер в виде отдельных тестов. К испытуемому присоединяются датчики для фиксации дыхания, кожно-гальванической реакции, работы сердечной мышцы и артериального давления. Затем они подсоединяются к полиграфу, а полиграф – к компьютеру. Опрашиваемому поочередно предъявляются заранее сформулированные вопросы с ответами. Причем таким образом, чтобы он мог отвечать только "да", "нет" и "не знаю".
Очень часто весь список вопросов с ответами заранее оглашается в процессе предтестовой беседы, чтобы человек однозначно понимал их содержание, смысл и мог избежать случайных реакций. Сам процесс длится два-три часа в зависимости от тематики и сложности. Иногда возникает необходимость отложить проверку, если человек чувствует себя плохо или, желая обмануть детектор, употребил лекарственные препараты.
Бывают случаи, когда опрашиваемые задерживают дыхание, рассчитывая сгладить свою реакцию при ответе на вопросы. Однако они не понимают, что это четко фиксируется соответствующим датчиком. Человек, конечно, может попытаться "отрегулировать" частоту сердцебиения, но полиграф все равно зафиксирует это. Следует иметь в виду, что одни и те же вопросы задаются по нескольку раз, чтобы определить, не является ли полученная реакция случайной. Кстати, все проверки на полиграфе проводятся только при наличии письменного добровольного согласия опрашиваемого. Принудить к ней никто права не имеет.
– На вашем интернет-сайте написано, что вы проводите бесплатное тестирование подростков на наркотики...
– Мы делаем это по заявлению их родителей, идя навстречу мамам и папам, желающим спасти своих детей от рокового шага. Но мы не тестируем детей до 14 лет, а также людей с явно выраженными физическими или психическими отклонениями. И не потому, что проверка на полиграфе может причинить им вред, а потому что психофизиологические реакции этих людей могут быть спровоцированы другими обстоятельствами, нежели прямой реакцией на задаваемые вопросы.